Новости и советы от студии дизайна Сириус

На этой странице происходит знакомство наших заказчиков с некоторыми сторонами дизайна интерьера.

Философия интерьера

Размышления дизайнера на тему:"Поиск истины".
Ничто так не вдохновляет дизайнера на создание совершенства, как поиск истины в интерьере.

Великолепие интерьера включает в себя совокупность работы мастера (дизайнера интерьера), желание заказчика открыться новому и довериться профессионалу и благословение с Выше на это чудо. Все остальное - дело техники. Доверие и желание открыться новому - это все, что нам от Вас нужно для создания совершенного, непревзойденного по своей красоте интерьера.


С уважением, студия дизайна "Сириус".

Информационный блог

Посты от студии дизайна Сириус.
    Новости

    Роль цвета в дизайне образовательных учреждений

    Все, что видит вокруг себя человек – имеет свой цвет. Цвет – одно из свойств, которые мы воспринимаем в первую очередь с рождения, неотъемлемая часть жизни. Согласно различным научным исследованиям, цвет оказывает влияние на эмоции, продуктивность обучения и даже работоспособность, внимание и мотивацию к работе. Широкий спектр исследований выявил четкую связь между цветами и чувствами: положительными или отрицательными. Также выявлена связь между цветом и развитием мозга у детей и подростков. А это приводит к закономерному выводу о том, что нужно использовать цвета не только в декоративных целях, а в обязательном порядке – для поддержки внимания и обучения в образовательных учреждениях.

    Известно, что для формирования образовательной среды, например, для школьных интерьеров существуют правила и рекомендации, в том числе и в отношении колористических решений. Данные рекомендации, как правило, основаны на специфике детского восприятия цвета и влиянии цвета на психофизиологическое состояние детей.

    Повышения эффективности обучения школьников сложно добиться без создания благоприятной психологической обстановки, формируемой в том числе и грамотно подобранным оформлением помещения. Кроме того, разумное использование цветовых решений должно быть напрямую связано с целевым назначением помещений образовательных учреждений, то есть зависит от того будут ли там проводиться шумные занятия или, например, требуется концентрации внимания. Правильно подобранное цветовое оформление образовательной среды будет помогать детям развиваться, вдохновлять их, поддерживать интерес к окружающему миру. В вопросе эффективного использования цвета в образовательной среде, очень важно, чтобы цветовые решения принимались в соответствии возрасту детей и с учётом их возрастных психологических особенностей: так как именно такое пространство будет создавать у обучающихся детей чувство свободы, защищённости и естественности.

    С помощью цвет можно создать определённое, необходимое именно в этом помещении, настроение, достичь более глубокого погружения обучающихся в образовательную и исследовательскую деятельность. Грамотно подобранный цвет может продуктивно воздействовать на деятельность обучающихся (учебную, творческую, спортивную и т.д.), являясь фактором-стимулом для активизации мозговых нейронов.

    В то же время, это работает и в обратном направлении: неграмотное колористическое оформление образовательного пространства в школе может снизить заинтересованность обучающихся, подавить инициативу и мотивацию, ослабить вовлечённость детей во внутренние образовательные и социальные процессы. В этой связи при выборе в дизайне цветовых решений для образовательных пространств обязательно должен учитываться возраст тех детей, которые будут находиться в конкретном пространстве, так как цвет напрямую влияет на их психологическое и физиологическое восприятие обучающей среды, а восприятие цвета у детей разного возраста различается.

    Многочисленные исследования показывают, что цвета, нравящиеся обучающимся, влияют на навыки управления моторикой и их мышечное напряжение, например, холодные цвета оказывают влияние на кровяное давление и снижают его, тем самым увеличивая концентрацию внимания и способствуя обучению.

    Учитывать цветовое восприятие необходимо при оформлении образовательной среды в школе, так как ученики младших классов, а тем более средних и старших классов, воспринимают цвет уже иначе: это связано с тем, что к 7-9 годам дети становятся менее активными, из-за происходящей перестройки мозговой активности, это отражается и на образовательной деятельности - в детском саду основная деятельность была игровой, а в школе основной становится учёба. Постепенное изучение окружающего мира также меняет восприятие внешней среды, это касается и восприятия цвета: они легче начинают различать тонкие оттенки, меняют любимые цвета. Тем не менее яркие чистые краски всё ещё остаются в приоритете, а значит оформлять образовательное пространство для младших школьников в целом стоит похожим образом: нейтральный фон и насыщенные акценты.

    В то же время коридоры, холлы и рекреации младшей школы обязательно должны включать в себя яркие цвета: на стенах, мебели, полу, шторах. Здесь дети наполняются энергией и «перезагружаются», поэтому уместными становятся практически любые яркие цвета. При этом, всё же не рекомендуется использовать больше, чем три акцентных цвета, а основным оттенком при этом всё равно должен быть нейтральный: светло-серый или белый.

    Тем не менее, аудитории, исследовательские и учебные помещения средней школы оформляются по тем же приведенным выше принципам, что и в начальной школе: нейтральные тона, минимум акцентов, общая спокойная обстановка; коридоры и рекреации также становятся более сдержанными в оформлении, но сохраняют красочность в акцентах и контрастах, мебель как и в начальной школе - в естественных тонах, а вот покрытие полов становится более нейтральным. Рисунки на стенах всё еще уместны, но это уже не предметная графика, как в начальной школе, а абстракции со сложными оттенками.

    Постепенное взросление предполагает новые изменения восприятия, так, в старших классах мышление детей уже отличается высоким уровнем обобщения и абстрагирования, их память имеет логический характер, а восприятие достаточно целенаправленно. В этой связи комфортной цветовой средой для старшеклассников становится спокойный интерьер с преобладанием холодных и «тусклых» цветов, включая оттенки серого, тёмно-синего и других цветов, которые еще несколько лет назад казались им непривлекательными. Поэтому образовательную среду в старшей школе следует оформлять уже иначе: в учебных кабинетах должны преобладать спокойные сложные оттенки с редкими акцентами более насыщенных, без яркости, цветов: например, изумрудно-зелёный, кирпичный, серо-синий и т. п.

    Цвета в холлах и рекреациях старшей школы, конечно, могут быть более насыщенными, но здесь крайне важно учитывать то, что слишком яркие акценты способны вызвать негативную реакцию у тех детей, что сосредоточены на собственных размышлениях и внутренних переживаниях, которых в этом возрасте очень много. Потому колористические решения интерьеров старшей школы не должны раздражать и перетягивать внимание на себя, а напротив способствовать нахождению гармонии с окружающим миром[4].

    Библиотеки во многом схожи с учебными помещениями, но так как они достаточно многоцелевые и представляют собой расширенную среду обучения, то и требуют особого внимания к выбору цветового решения. Здесь с помощью оттенков светло-зеленого цвета можно сформировать более спокойный и пассивный эффект, которого учащиеся стремятся достичь в библиотеках и учебных помещениях, так как оттенки зеленого успокаивают, улучшают внимание и концентрацию.

    Цветовое решение образовательной среды должно быть целостным: каждый цвет в композиции должен способствовать решению общей цветовой задачи, цвета не должны «конфликтовать», каждый цвет должен быть хорошо различим, а также оправдывать своё присутствие в общей цветовой гамме. А в сочетании друг с другом цвета должны становиться выразительнее, чем при их использовании по отдельности.

    Все это стоит учитывать при формировании колористических решений для образовательных пространств, так как верное визуальное оформление влияет на поведение, мотивацию и успеваемость детей, воодушевляя и даря учащимся ощущение радости.

    Таким образом, за многие годы проведенные многочисленные исследования влияния цвета на психологию и физиологию человека показали, что цвета оказывают на человека не только психическое, но и физическое воздействие. Некоторые цвета действуют более успокаивающе, а другие -стимулируют. Применяя результаты этих исследований влияния цвета на психику и поведение к дизайну образовательной среды, при формировании цветового решения учебных аудитории, можно достичь максимальных результатов в побуждении детей и подростков творить и учиться. Рациональное и грамотное применение цвета помогут улучшить психологическое состояние учащихся, сформирует мотивацию к обучению и сделает процесс получения знаний намного более приятным и полезным.

    Составил: магистрант II курса ПИ ТОГУ группы ПОДС(м)з-11 Воронцова М.А.