Новости и советы от студии дизайна Сириус

На этой странице происходит знакомство наших заказчиков с некоторыми сторонами дизайна интерьера.

Философия интерьера

Размышления дизайнера на тему:"Поиск истины".
Ничто так не вдохновляет дизайнера на создание совершенства, как поиск истины в интерьере.

Великолепие интерьера включает в себя совокупность работы мастера (дизайнера интерьера), желание заказчика открыться новому и довериться профессионалу и благословение с Выше на это чудо. Все остальное - дело техники. Доверие и желание открыться новому - это все, что нам от Вас нужно для создания совершенного, непревзойденного по своей красоте интерьера.


С уважением, студия дизайна "Сириус".

Информационный блог

Посты от студии дизайна Сириус.
    Новости

    Проблемы дизайн-проектирования общеобразовательных учреждений.

    дизайн класса
    Статья обращает внимание дизайнеров интерьеров на важность ознакомления в процессе проектирования общеобразовательных учреждений с государственными нормативами, созданными с целью защиты учащихся и педагогов от возможных ошибок при разработке помещений классов, а также в целях улучшения эргономических и эксплуатационных свойств интерьера. Статья выявляет суть оформления учебных классов, сопоставляя субъективную видимость красивого ремонта и объективную способность школьного интерьера выдерживать эксплуатационные нагрузки при большом количестве учащихся. В статье рассматриваются пункты санитарно-эпидемиологических требований, относящихся к проектированию общеобразовательных школ и влияющих на формирование внутреннего пространства классов; анализируется список всех пунктов и выявляются отсутствующие позиции, относящиеся к проектированию школьных интерьеров; исследуются области эргономики и цветовосприятия, способные улучшить восприятие учебного материала школьниками. На основании исследуемого материала проводится анализ и выявление слабо защищенных со стороны государства опорных точек проектирования учебных классов, значимость которых определяется показателями, особенно влияющими на самочувствие учеников и учителей в процессе обучения. Определяются возможные способы улучшения проектирования интерьеров учебных классов путем детальной проработки проблемных (неразработанных) мест в формировании образовательной среды. Предлагаются конструктивные решения по их доработке.

    Ключевые слова: дизайн интерьера, учебные классы, эргономика, цветовосприятие, государственная поддержка.

    Дизайн интерьера сегодня, как многофакторная система обмена энергией между окружающей средой и людьми, зависит от ежедневной и видоизменяющейся деятельности человека, претерпевая в ходе взаимодействия определенную трансформацию, связанную с подстройкой под запросы современного мира. Развитие современных технологий накладывает определенные требования на формирование интерьера, независимо от его назначения. Стиль, мода, предпочтения заказчика имеют косвенное влияние на интерьер и носят временный характер при его формировании, основным же фактором, влияющим на создание интерьера, является уровень развития технологического прогресса в стране, который диктует свои требования к пространству помещений. Одним из запросов современности в отношении оснащенности интерьеров на сегодняшний день, является способность различного рода пространств соответствовать современным стандартам качества, которые подкрепляются рыночным спросом на инновационные IT-технологии. Свойство интерьера адаптироваться и видоизменяться под условия рынка имеет пластичную модальность, однако, в каждом интерьере всегда прослеживается его основательная структура, имеющую под собой математическую концепцию своего построения. Не исключением являются и школьные интерьеры общеобразовательных учреждений. Современные требования к образованию диктуют свои условия для оформления школьных учреждений и педагогическая направленность этой сферы начинает приобретать инновационные черты. Консервативный и несомненно, качественный подход классического советского образования в современных реалиях становится неэффективен в силу активно развивающегося технологического прогресса, диктующего свои правила усовершенствования школьной программы и создания для нее соответствующих интерьерных условий. Необходимость модернизации школьного пространства с введением в нее современного высокотехнологичного оборудования сопряжена со способностью интерьера влиять на качество обучения школьников посредством предоставления для них необходимые условия обучения с последующим выводом учеников на новый уровень образования. Смысл введения инноваций в школьные учреждения сводится к одному логическому завершению — подготовить российских школьников к реалиям современного мира. Перестройка школьного пространства невозможна без поиска отживших или не проработанных мест создания учебных интерьеров, утвержденных государством. Для того, чтобы выявить слабые места в дизайн-проектировании школ, необходимо провести всесторонний анализ деятельности общеобразовательных учреждений и выявить проблемные места в их учебной деятельности для доработки или аннуляции и дать возможность архитекторам и дизайнерам разработать перспективные направления усовершенствования образовательной среды, опираясь на знания в области эргономики, технологии, цветоведения.

    Школьные интерьеры, как один из факторов влияния обучающей среды на активизацию образовательного процесса у школьников требует особого внимания в силу своего прямого воздействия на психику человека. Психологический аспект восприятия школьного интерьера учениками способен напрямую влиять на их успеваемость в учебе, из чего следует вывод о необходимости ознакомления с уже имеющимся на сегодняшний день государственными нормами и правилами строительства общеобразовательных учреждений с целью нормативного формирования дизайна общеобразовательных учреждений. Основой для создания интерьера общеобразовательных школ служат строительные нормы и правила, утвержденные государством, а также ограничения по СанПиНу, ориентируясь на которые можно создать качественный школьный интерьер. Учитывая трансцендентальность интерьера, можно выявить незримый каркас, основу его создания, независимо от характера и назначения исследуемых помещений. Анализ уже имеющихся ограничений со стороны государства в сфере дизайна образовательного пространства и выявление их слабо разработанные обусловлено развитием технологического прогресса и дизайна интерьера.

    Современные интерьеры школ сегодня носят скорее характер игровой, чем практичный. Яркое красочное их оформление, несомненно, привлекает внимание родителей учеников, тех, кто формирует рынок спроса на различного рода школьные учреждения, однако, всегда ли яркая окраска интерьера и применение не специфических для школьной среды отделочных материалов положительно влияют на качество обучения? Важность интерьера в процессе обучения имеет неоспоримый факт, к которому стоит отнестись крайне осторожно и обдуманно.
    Дизайн интерьера школ должен быть не только красивым, но и практичным, качество проектирования которого должно соответствовать установленным государством нормам и требованиям. Изучение структуры Федеральных Общеобразовательных программ (в дальнейшем ФООП) и соответствующих ей требований федеральных государственных образовательных стандартов (в дальнейшем ФГОС) показывает степень важности качества создания интерьерной среды для сферы образования. Однако, материально-технические условия реализации образовательных программ, формируются образовательной организацией самостоятельно, исходя из имеющихся у нее условий и возможностей, и должны соответствовать требованиям, предъявляемым к условиям реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определенные в ФГОС общего образования.

    Организациям, реализующим образовательные программы начального общего образования, при формировании образовательной среды, следует опираться на санитарно-эпидемиологические требования, определенные пунктами 3.4.1 (абзац первый), 3.4.2, 3.4.3 (абзацы первый-третий) «Примерной основной образовательной программы начального общего образования».

    Также, при проектировании школьных интерьеров необходимо учитывать требования санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 и санитарные правила СП 2.4.3648-20, способных создать оптимальный микроклимат учебных классов и общую комфортную обстановку в школе. Учет санитарных требований значительно упрощает процесс проектирования интерьера и является основой его построения, ввиду их прямого влияния на самочувствие школьников и учителей.

    Однако, выборка пунктов из Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"", определила отсутствие в них информации о допустимом цвете учебных классов, из чего следует вывод о том, что на сегодняшний день цвет не является строго регламентированным аспектом построения учебных помещений, в то время как цвет играет одну из важных ролей в интерьере и во много влияет на самочувствие человека. Также следует отметить, что на сегодняшний день нет обязательной маркировки школьной мебели.

    Основной целью проектирования школьных интерьеров является создание оптимальных условий для обучения. Дизайн школьных интерьеров призван формировать у школьников желание и стремление приобретать новые знания и умения, повышая у них восприимчивость к новой учебной информации. Комфортное и эргономичное образовательное пространство способно качественно воздействовать на учеников, давая им ощущение спокойствия и защищенности.

    Восприятие ребенком школьного пространства имеет сложную структуру формирования и базируется, в первую очередь, на трех органах чувств: зрительном, тактильном, слуховом. Известно, что общий процесс регуляции жизненных процессов созревания, роста и развития у ребенка зависит от связи между обоими полушариями, вследствие чего, большое значение для развития пространственной ориентировки ребенка имеет функциональное раздражение органов чувств, возникающее в процессе взаимодействия формирующегося организма и материального окружения. «Отражение пространства в единстве его чувственно-образной и логической (понятийной) сторон является одной из важнейших форм общего развития человека».

    Влияние окружающего пространства образовательной среды на учеников носит психологический характер и определяется материально-техническим оснащением интерьеров учебных классов. Регламентированные постановления в сфере образования, имеют основополагающее значение для начального этапа проектирования школьного интерьера и являются базой для его формирования. Информация о материально-технической стороне школьного пространства содержится в протоколе «Примерной основной образовательной программе начального общего образования», составленной институтом стратегии развития образований. Условия реализации программы начального общего образования, показывают, что требования к дизайну интерьера отмечены только в пункте 3.5.5, которые затрагивают материально-техническую реализацию основной образовательной программы и регулируются требованиями ФГОС НОО.

    Однако, несмотря на то, что в отношении эргономики со стороны государства уже установлены определенные нормы и правила, не лишним будет дополнить знания по эргономике, используя в качестве источника информации различные учебные материалы, в которых можно более подробно рассмотреть законы распределения антропометрических параметров человеческого тела, а также получить информацию, ознакомившись белее подробно с эргономикой оборудования в школьных учебных заведениях, исследующих тему эргономики в дизайне среды.

    По значимости с эргономическим и тактильным ощущением восприятия пространства, существует еще и визуальный контакт человека с окружающей средой. То, что мы видим, создает нашу реальность и формирует соответствующий эмоциональный фон. Зрительное восприятие цвета способно повлиять на психофизиологическое состояние человека.

    Цвет не так прост, как мы о нем думаем. Еще Аристотель (384 до н.э. в - 322 до н.э., Греция) в своем трактате «О душе» и «О чувственном восприятии» исследовал тему цвета, и предприняв сознательную попытку подойти к решению основного вопроса цветоведения во всей его глубине утвердив цвет как видимое и невидимое восприятие реальности. Цветоведение же, как наука о природе цвета, его основных свойствах и характеристиках, а также закономерностях его восприятия появилась намного позже — в XIX веке и собрала воедино все накопленные на тот период знания о цвете.

    Несомненно, энергетическая природа цвета задействует физику и соизмерима с возможностью ее измерения; физиологическая природа цвета задействует зрительные органы восприятия человеком светового излучения и окрашивает световой луч в цвет, а психологическая природа — способна выявить особенности восприятия цвета и его воздействия на психику, способствуя появлению различных эмоций. Психофизическая особенность цветовосприятия показывает четкую взаимосвязь цвета с физиологической и эмоциональной системами человека. Изучение душевного значения цвета как целого и отдельных его оттенков, дает возможность рассмотреть реакцию человека на цвет и ознакомиться с причинами и правилами их порождения и функционирования в структуре сознания субъекта.

    Цвет имеет особое значение для интерьера. Правильно подобранная колористическая направленность школьных помещений способна дать нужный заряд энергии обучающимся. Подбирая нужный цвет для каждого конкретного помещения можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит, что лишний раз подтверждает зависимостью человека от цвета. Применение различных вариаций палитры цвета в интерьере обусловлено общепринятыми канонами цветовосприятия, применяемыми для каждого пространства индивидуально. Также нельзя не учитывать тот факт, что цветовосприятие своими корнями уходит в национальную культуру и создавая интерьер школы этот аспект нужно учитывать. Руководствуясь культурным, историческим и социальным значениями основной палитры цвета и различными ее вариациями, можно безошибочно подобрать их применение для каждого отдельно взятого учебного помещения. Существует еще один способ выбора цвета, распределяя его в группы по яркости и насыщенности, подбирая каждому из них по четыре оттенка с описанием их дальнейшего применения в интерьере школ. Еще одной доказательной базой влияния цвета на мозг человека, является эксперимент Саноки и Сульмана на соотношения цветов, который доказал способность человека усваивать и запоминать больше информации в зависимости от его восприятия цвета. Контрастные и гармоничные цветовые сочетания улучшают восприятие и запоминание контента. Неправильное применение цветового сочетания может привести к снижению внимания. Если правильно применять цвет в интерьере учебного класса, то тем самым можно повысить работоспособность учеников за счет повышения концентрации внимания и учебный материал будет восприниматься во время всего урока.
    В ходе проведения комплексного анализа ограничительных требований, входящих в ФГОС НОО, относящихся к дизайну интерьера учебных классов общеобразовательных школ, выяснилось отсутствие в них информации об ограничительных или рекомендательных мерах по колористике учебных помещений. Подбор и характеристика цвета для каждого конкретного помещения подбирается самостоятельно, исходя из общепринятых представлений о цвете и носит рекомендательный характер. Чаще всего в школьных интерьерах используются простые, иногда яркие цвета; сложные же цветовые палитры в школах используются редко, что делает их интерьер однотонным и простым.

    В ходе исследования факторов влияния цвета на человека, можно сделать вывод о том, что цвет может иметь прямое влияние на школьников и вызывать в них определенные наборы чувств и эмоций, в зависимости от колористики класса, в котором они обучаются. В процессе проектирования учебных классов можно опираться на нормы и правила в области эргономики, экологии, гигиены и освещенности; в отношении же цвета и цветовых композиций нет четких ориентиров, разработанных и утвержденных на Федеральном уровне. Выбор цвета для оформления учебных классов осуществляется образовательной организацией самостоятельно.

    Значимость цвета в интерьере подтверждена научной и учебной литературой, а проведенные на сегодняшний день различные опыты, связанные с цветом, дополнительно утверждают прямое и непосредственное влияние цвета на человека, на его внимательность и самочувствие. Визуальный контакт ученика с окружающей средой в процессе обучения, способен воздействовать на восприятие учеником учебного материала и, как следствие, влиять на школьную успеваемость учеников.

    Таким образом, для более грамотного дизайн-проектирования средних общеобразовательных школ, общеобразовательным учреждениям необходима государственная поддержка в отношении установления норм и правил по колористике помещений. Совместное и плодотворное взаимодействие по оформлению школ на уровне: государство — дизайнер — администрация, может привести к улучшению учебных показателей. В таком случае, выбор колористической составляющей при оформлении классов будет предлагаться государством, с учетом уже имеющихся на сегодняшний день знаний о цвете и использоваться администрацией, в зависимости от цветовой политики каждой конкретной школы.

    В дизайне образовательной среды может появиться новое направление, связанное непосредственно с интерьером общеобразовательных учреждений, контролируемое и регулируемое на федеральном уровне, обеспечивающее защиту учащихся от негативного воздействия школьного интерьера, вследствие его неграмотного построения или оформления. Всесторонний подход к дизайн-проектированию школ, в силу влияния интерьера на учеников в процессе всего обучения, способен сформировать выпускников нового качества, способных адаптироваться и само реализовываться в новом, изменяющемся мире.
    Автор: магистр педагогических наук, направление "Дизайн образовательной среды" Наталья Коваль